Домой Культура Так задумано: ошибки художников по костюмам в советском и российском кино

Так задумано: ошибки художников по костюмам в советском и российском кино

11
0

Так задумано: ошибки художников по костюмам в советском и российском кино

Художники по костюмам переживают, когда слышат, что неправильно одели актеров в фильме: действительно, иногда такие промахи происходят по недосмотру, но чаще это сознательный ход. О том, как героини картины «Москва слезам не верит» задали модный тренд в США, зачем на колготках балерин в «Матильде» рисовали некрасивый шов и как в «Кавказской пленнице» отстирали полоски на футболке Натальи Варлей, — в материале РИА Новости.

Миграция галстуков и рубашек

«Художник по костюмам — это ведь не реконструктор. Если зритель хочет максимальной аутентичности, можно пойти в исторический музей. А кино — художественное произведение, где возможны определенные вольности», — говорит Катерина Крупнова, сооснователь и один из авторов проекта о кино и моде CineModa.

Случайные ошибки, или «киноляпы», случаются, когда фильм снимают по частям в разные дни, а то и месяцы. «Такие оплошности возникают, если команда не уследила за тем, чтобы костюм в стыковочных сценах вернулся в кадр без изменений», — отмечает Анна Баштовая, создатель телеграм-канала «Кинокостюм для чайников».

В советском кинематографе подобных примеров довольно много, и вот почему. «Сейчас наряды героев можно спокойно зафиксировать на камеру смартфона и все. Или просмотреть отснятый эпизод на экране. А раньше работали с пленкой, которую нужно было проявить. Спасал личный фотоаппарат, но он не всегда был под рукой», — объясняет Баштовая.

Так что художники по костюмам вынуждены были все детали записывать или даже зарисовывать — немногие обладали феноменальной памятью. А достать и застолбить для съемок в эпоху дефицита модные вещи уже было подвигом.

Так задумано: ошибки художников по костюмам в советском и российском кино

Кадр из фильма «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика»

Забавные метаморфозы происходят в «Кавказской пленнице» с футболкой героини Натальи Варлей: после купания и сушки она внезапно превращается из полосатой в белую. В «Берегись автомобиля» Юрий Деточкин каким-то образом успевает за секунды переодеться на лестнице бара: приходит в светлой рубашке в клеточку, а на улице оказывается в однотонной темной. В «Служебном романе» во время беседы с Новосельцевым жакет «мымры» то распахнут, то застегнут. А в самом начале «Девчат», когда Илья замечает, что Тосе грозит опасность, «ушки» его шапки уже через секунду развязываются — видимо, от испуга за девушку.

Так задумано: ошибки художников по костюмам в советском и российском кино

Кадр из фильма «Девчата»

«Рейтинг самых проблемных предметов гардероба в кино мог бы с отрывом возглавить галстук», — считает Анна Баштовая. Так, в картине «Служебный роман» у героя Олега Басилашвили в одной и той же сцене он постоянно завязан по-разному, что отчетливо видно из-за сложной полосатой расцветки.

Так задумано: ошибки художников по костюмам в советском и российском кино

Олег Меньшиков

Миграция галстука произошла в фильме «Покровские ворота»: Костик приходит на свидание с шарфиком на шее, а потом там — галстук. В ленте «Любовь и голуби» и вовсе получился скачок во времени. Когда в тренажерном зале Вася говорит с Раисой Захаровной, он в синем галстуке — и чуть позже именно такой она посоветует ему купить на рынке как более модный.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  Возобновились съемки третьего фильма о "Фантастических тварях"

"Чаще всего в кадре перемещаются или исчезают аксессуары: шарфы, шляпки, перчатки", — указывает художник по костюмам "Сибирского цирюльника" Алла Оленева.

Яркий герой и серая толпа

Помимо киноляпов, есть «исторические неточности»: с нарядом вроде бы все в порядке, но он не соответствует эпохе — по разным причинам. Так, у военных историков много вопросов к «Гусарской балладе», костюмами в которой занималась легендарная в своих кругах Ольга Кручинина. Работать ей приходилось в тяжелых условиях: не было ни консультантов по истории военной формы, ни материалов, ни портных, которые умели бы шить по лекалам того времени. Головные уборы французской армии, например, зимой она одна разыскивала на складах в Голицыно.

Так задумано: ошибки художников по костюмам в советском и российском кино

Кадр из фильма «Гусарская баллада»

Когда бравый поручик Ржевский бросает Шурочке «Мундир на вас, я вижу, павлоградский», он садится в лужу: на самом деле это форма Сумского полка — и в то время это было все равно что сейчас спутать, например, пилота с пограничником.

Так задумано: ошибки художников по костюмам в советском и российском кино

Кадр из фильма «Гусарская баллада»

Но Кручинина намеренно не стала одевать Ларису Голубкину по канону, в сине-зеленый цвет: сочетание серого и розового ей, во-первых, показалось более подходящим для образа героини, а во-вторых, создавало нужный контраст между хрупкой Шурочкой и остальными.

«Для «Стиляг» Валерия Тодоровского художник по костюмам Александр Осипов разработал образы, максимально приближенные к эпохе — 50-м годам. Однако режиссер остался недоволен, потому что различия в одежде простых советских граждан и «советских хипстеров» были не так очевидны. Пришлось утрировать: в итоге «жлобы» слились в неразличимо-серую толпу, а «чуваки» щеголяют в настолько попугайско-ярких нарядах, какие настоящие стиляги не носили», — рассказывает Катерина Крупнова.

Так задумано: ошибки художников по костюмам в советском и российском кино

Кадр из фильма «Стиляги»

"В случае с сильным характером я люблю показать, что герой чужд своему окружению", — признается художник по костюмам Дмитрий Андреев, работавший, в частности, над "Анной Карениной" Карена Шахназарова и лентой "Грех" Андрея Кончаловского.

В сериале по детективу Бориса Акунина «Пелагия и белый бульдог», действие которого происходит в самом конце XIX века, он одел героиню Виктории Исаковой Наину по моде 1910-х годов. «Сдвинул» образ на десять лет, чтобы современный зритель сразу почувствовал инаковость девушки: «Она как с другой планеты. Ее костюм — это вызов обществу, как и в случае с Анной Карениной, которая тоже сознательно «выламывается» из общего контекста».

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  Джонни Депп восхитил поклонников внешним видом на кинофестивале в Испании

«Но некоторые режиссеры стремились к максимальной достоверности — Сергей Герасимов в «Юности Петра», Станислав Ростоцкий в «Герое нашего времени». Там как раз художники по костюмам были реконструкторами», — уточняет Катерина Крупнова.

Так задумано: ошибки художников по костюмам в советском и российском кино

Сцена из фильма «Юность Петра»

Капризы актеров и белые носочки

Иногда авторы фильма просто идут на поводу у актера. В сериале «Место встречи изменить нельзя» герой Евстигнеева, Ручечник, одет совсем не по послевоенной моде, а в современный чешский костюм 70-х, когда снималась лента. «Артиста, как и положено, хотели нарядить по моде 1945 года — и уже сшили для роли однобортный пиджак с большими плечами и широкие брюки. Евстигнеев, примерив все это, наотрез отказался», — рассказывает Баштовая. Режиссер Станислав Говорухин спорить не стал.

Так задумано: ошибки художников по костюмам в советском и российском кино

Кадр из фильма «Место встречи изменить нельзя»

В «Матильде» основное действие разворачивается в 1890-х, но балерины выходят на сцену в нейлоновых колготках, которые появились только в 1939 году. Художник по костюмам Надежда Васильева решила, что они смотрятся в кадре лучше толстых трико, в которых тогда выступали танцовщицы. А главное — не сковывают движения, потому что хореографию в фильме осовременили. Правда, Васильева пошла на хитрость, сделав на каждой паре сзади искусственный кривоватый шов, чтобы визуально «состарить» колготки.

Так задумано: ошибки художников по костюмам в советском и российском кино

Кадр из фильма «Матильда»

Вряд ли художник по костюмам Жанна Мелконян, которая также сознательно допустила неточность, работая над фильмом «Москва слезам не верит», знала, что спровоцирует модный тренд в Америке. Для съемок ей удалось найти обувь 1958 года, но туфли были в плохом состоянии, и, чтобы они не натирали ноги актрисам, Мелконян предложила надеть их на белые носки.

«Такие носили в послевоенное время, но в конце 50-х, когда наши провинциалки по сюжету приезжают в столицу, ходить так уже стеснялись», — говорит Анна Баштовая.

Однако художница поняла, что эта трогательная деталь очень кстати, потому что молодит актрис, которые на четвертом десятке играли 19-летних. «Когда картину показали в США, дамы там бросились скупать белые носки — и местные фабрики даже наладили производство», — отмечает Баштовая.

Так задумано: ошибки художников по костюмам в советском и российском кино

Кадр из фильма «Москва слезам не верит» (1979)

По словам Дмитрия Андреева, точное соответствие эпохе в костюме героя не всегда хорошо, поэтому незначительные «подвижки» допускаются — если это работает на образ и атмосферу фильма.

"Мы не просто повторяем платье из музея: нужно пропустить этот образ через свое сердце, наделить его индивидуальными чертами. Цель — создать характер, и порой все равно на историю: главное, чтобы случилось рождение цельного художественного образа", — делится секретами профессии художник по костюмам Дмитрий Андреев.

Культура

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь