Домой Культура Свобода и связи: легко ли быть молодым художником в России

Свобода и связи: легко ли быть молодым художником в России

11
0

Свобода и связи: легко ли быть молодым художником в России

В России настоящий бум на искусство молодых, но перспективных. В столице открылись сразу три крупных проекта, главную роль в которых сыграли начинающие художники: 5 сентября — биеннале в Музее Москвы, затем — триеннале в «Гараже» и Cosmoscow с ее новым сателлитом blazar. О том, как важно художникам дать карт-бланш, почему без умения общаться не пробьются даже настоящие таланты и какие галереи сейчас делают ставку на молодежь, — в материале РИА Новости.

Полная свобода: котики и скриншотики

Работы участников основного проекта VII Московской международной биеннале молодого искусства видны издалека: они украсили двор и внутренние фасады Музея Москвы. «Взаимодействие со зрителем и городом в формате доступного всем желающим паблик-арта позволяет лучше узнать молодое искусство, увидеть его поиски, — считает комиссар биеннале Алексей Новоселов.

Всего прислали 370 заявок из 64 стран, экспертный совет отобрал предложения четырех художников из России. Каждое — размышление о самоощущении в мире с его непрерывным потоком информации.

Благодаря Роме Богданову на окнах Музея Москвы появились шторы из экранирующей ткани — специального материала, разработанного для снижения заметности военной техники. Это и намек на стремление культурных институций к автономии, и отсылка к проблемам защиты личной информации.

View this post on Instagram

#MainProject The globalization of social processes in late capitalism and the development of digital technology have brought with them a number of issues related to the protection of private data. Along with the danger of uncontrolled access to their private life, the User’s Unconscious is under threat. In the new project of @bogdanov_roma «Screen» the work of art, produced by the artist’s unconscious, acts as an information unit for the database and the institution as a platform for collecting and analyzing information to improve the algorithm for identifying the unconscious desires of both the producer (the artist) and the recipient. His project "Screen", the installation consisting of closed curtains in the windows, will be presented in the windows on the façade of the Museum of Moscow. Site-specific work has been chosen by the Biennale’s Board of Experts and will be demonstrated in @mosmuseum from 5th of September to 6th of December. (1) Work "Screen"; (2) Roma Bogdanov. Глобализация социальных процессов позднего капитализма и развитие цифровых технологий выявили ряд проблем, связанных с защитой личной информации. Речь уже идет не только о бесконтрольном доступе к частной жизни Пользователя, но и о доступе к его Бессознательному. В новом проекте @bogdanov_roma «Screen» произведение искусства, созданное Бессознательным художника, выступает единицей информации для базы данных, а институция — платформой для сбора и анализа данных, совершенствующей алгоритм вычисления неосознанного Желания как производителя (художника), так и реципиента. Проект Ромы Богданова «Screen», представляющий собой задернутые шторы из экранирующей ткани, будет размещен на окнах фасада @mosmuseum. Site-specific работа была отобрана Экспертным советом Биеннале по итогам открытого международного конкурса и будет представлена в Музее Москвы c 5 сентября по 6 декабря. (1) Работа «Screen»; (2) Рома Богданов. #youngbiennale #biennale #biennale2020 #youngbiennale2020 #биеннале2020 #биенналемолодогоискусства #биенналемолодогоискусства2020 #youngart2020

A post shared by Moscow Biennale for Young Art (@young_biennale) on

Один из фасадов Провиантских складов оклеили светоотражающей тонировочной пленкой, имитирующей одностороннее зеркало, которое обычно устанавливают в комнатах допроса. Так Алиса Омельянцева исследует размытие границ приватного пространства. «Я контролировала процесс по видеосвязи», — говорит она.

Наконец, гигантские скриншоты — основной материал, с которым работает Игорь Самолет. Имиджи новостных лент, инстаграм-сториз и подборку музыки в iTunes он превращает в полноценные арт-объекты.

«Сегодня, чтобы понять человека, достаточно просто изучить его digital-контент», — полагает Игорь.

View this post on Instagram

5 сентября, в День города, состоится открытие первой части основного проекта VII Московской международной биеннале молодого искусства @young_biennale. Во дворе музея вы увидите работы победителей открытого международного конкурса по созданию site-specific работ для внутренних фасадов Музея Москвы. Каждая из представленных работ — размышление на тему самоощущения себя в современном мире с его обилием информации. Экспертным советом Биеннале из 370 заявок из 64 стран были отобраны для реализации четыре проекта: ➿Алиса Омельянцева (Россия/Австрия). НАСТРОЙКИ ЭКРАНА В проекте художница исследует опыт наблюдателя, размытие границ приватного пространства и иллюзорность поправок в настройках экрана. Светоотражающая тонировочная пленка является изолирующим слоем в общем информационном поле. ➿Алина Глазун (Россия). БЕЗ НАЗВАНИЯ («ВСЕ НЕМНОГО РАЗНЫЕ») Работа «Все немного разные» становится призывом учиться видеть самые незначительные различия и наслаждаться ими. Гирлянды из флажков и транслируемый текст, расположенный полукругом, придают фасаду праздничный вид и напоминают, что ничего полностью идентичного не существует. ➿Рома Богданов (Россия). SCREEN* Глобализация социальных процессов позднего капитализма и развитие цифровых технологий выявили ряд проблем, связанных с защитой личной информации. Проект представляет собой задернутые шторы из экранирующей ткани на окнах фасада Музея Москвы. Шторы и ставни выполняют всегда являлись оберегом, подчеркивали сакральность процессов внутри дома и служили преградой для внешнего взгляда. ➿Игорь Самолет (Россия). Я СМОТРЮ НА ТЕБЯ, ТЫ СМОТРИШЬ НА МЕНЯ Проект показывает уязвимость современного человека внутри гигантского цифрового пространства, обращая внимание на его эмоциональную неустойчивость. Мобильная экранная культура диктует новые правила и алгоритмы межличностного взаимодействия. Автор делает скриншоты новостного слайдера, снэп-масок, инстаграм-сториз, чатов и постов и использует их как основную единицу формообразования в своих инсталляциях и объектах. Более подробную информацию читайте на сайте музея.

A post shared by Музей Москвы (@mosmuseum) on

Проект Алины Глазун — размещенные на здании гирлянды из флажков с изображениями котиков. Это домашние любимцы художницы, Улисс и Федр. «На первый взгляд, их мордочки кажутся одинаковыми. Но, возможно, магия искусства как раз в том, что мы наслаждаемся едва уловимыми различиями», — подчеркивает она.

По словам Новоселова, организаторы не задавали специальной темы, предоставив художникам максимум свободы. Кажется, именно так и нужно работать с миллениалами, а тем более с «зетами»: ограничений эти поколения не любят.

Также совместно с ГМИИ имени А. С. Пушкина и ГЦСИ организаторы готовят программу портфолио-ревю, задача которой — привлечь молодых художников из регионов России с помощью open call.

Приведи друга

«Можно быть очень талантливым, но если ты не умеешь общаться, тебя не заметят, поэтому молодому художнику важно учиться использовать связи и возможности», — рассуждает Алина Золотых. Она только окончила Школу дизайна НИУ ВШЭ, но ее работы, вышивки по мотивам семейного видеоархива уже представлены в онлайн-галерее Sample, ориентированной исключительно на молодых художников.

"У нас, по сравнению с Западом, процессы поддержки начинающих авторов только выстраиваются. Художник не должен творить изолированно, важен фидбек, обмен между ним и галеристами", — объясняет Алина.

Прекрасная тому иллюстрация — II Триеннале российского современного искусства «Красивая ночь всех людей», которая с 11 сентября проходит в музее «Гараж». На этапе отбора обошлись без строгих критиков — к ним организаторы относятся «с подозрением», когда дело касается современного арта.

Выбор участников кураторы Валентин Дьяконов и Анастасия Митюшина предоставили художникам предыдущей триеннале, состоявшейся в 2017-м. «Переложили эти муки на их плечи. А сами занялись медиацией и завязали кучу новых интересных знакомств», — смеется Дьяконов.

Свобода и связи: легко ли быть молодым художником в России

Открытие II Триеннале современного искусства "Красивая ночь всех людей" в музее "Гараж"

Свобода и связи: легко ли быть молодым художником в России

"Работы разных лет" Ирины Бутковской на II Триеннале современного искусства "Красивая ночь всех людей" в музее "Гараж".

Свобода и связи: легко ли быть молодым художником в России

Инсталляция Карины Садреевой-Нуриевой "Молчаливые, двигались тени цветов на пороге" на II Триеннале современного искусства "в музее "Гараж"

Открытие II Триеннале современного искусства "Красивая ночь всех людей" в музее "Гараж"

"Работы разных лет" Ирины Бутковской на II Триеннале современного искусства "Красивая ночь всех людей" в музее "Гараж".

Инсталляция Карины Садреевой-Нуриевой "Молчаливые, двигались тени цветов на пороге" на II Триеннале современного искусства "в музее "Гараж"

Кто-то разыграл право участвовать на аукционе, другие устроили лотерею, третьи обратились к соперникам. Было только одно правило: нельзя рекомендовать себя.

Правда, чтобы «привести друга», требовалось выполнить два условия: во-первых, открыто заявить тип своих отношений с рекомендуемым (учитель — ученик, продавец — покупатель и так далее), что и дало название секциям выставки: «Долина друзей», «Коса земляков», «Остров соперников». Во-вторых, помочь протеже: например, написать текст для музейной этикетки, сделать фото работы, снять фильм. Такая модель заодно очень ярко демонстрирует основную тему триеннале — связи между людьми.

Одну из участниц, Марию Обухову, рекомендовал ее муж, Роман Мокров. Специально для выставки она создала работу, которая представляет собой фрагмент ее трехчастного проекта «Комната страха», исследующего это чувство.

View this post on Instagram

"Комната страха III. Апокалипсис". Ткань, вышивка, цветные карандаши, видео, звук. 2020 Я делала эту работу около 8 месяцев и лишь к ее завершению пазл сложился в единую картину. Медитативность вышивки соединилась с обрывками воспоминаний и картинок, побочных, как я считала, и все это образовало целостный и четкий в моем понимании, концепт. Инфополе вокруг — это не шум, не мусор, а знаки и подсказки, прочитав которые можно познать истину хотя бы краешком сознания. Полуинтуитивная, невозможная для детального объяснения работа, для меня она стала неким сплавом интуиции и чувственного познания с материальными знаками окружающего мира. Одной из отправных точек в работе над этим проектом было Откровение Иоанна Богослова и мои ощущения от этого произведения. Эта ярмарочная пышность в перемешку с появление то там то здесь монстров и чудищ, головокружение и чувства на грани страха, трепета и счастья и послужили в какой-то степени инструкцией к созданию работы. Приходите в музей Гараж, работа будет там до января) Я очень благодарна кураторам Триеннале Насте @mityushina и Вале @aredderkindofblue , а также менеджеру Насте @nastasiaglvnv за внимание и заботу о работе и вообще)), а также родным Мастерским Гаража @garagemca_studios , всем людям, с которыми я работала бок о бок весь этот прекрасный год (@kushaev_anton , @ustina_yakovleva , @ulya_yaraya , @shamil__ahmed , @anton.vinogradov , @2butkovskaya , @kristina.gorlanova_art , @magic_garbage , @mika_plutizky , @zlatovlaskaa , @zinaisupova , @honkypuny.art ), моей любимой Ире @kiskis_iris и Ромику @mokrovru за любовь и коррупцию!🖤 #триеннале #триеннале2020 #красиваяночьвсехлюдей #музейгараж #contemporaryart

A post shared by Masha Obukhova (@mashaobukhova) on

Дебют на триеннале очень важен для Обуховой. «В России нет профессионального образования в сфере современного искусства, только дополнительное в лице всем известных школ — и тут уже надо уметь не только выделиться, но и обязательно общаться», — заключает она.

Свобода и связи: легко ли быть молодым художником в России

Ярмарка современного искусства blazar в Музее Москвы

Свобода и связи: легко ли быть молодым художником в России

Ярмарка современного искусства blazar в Музее Москвы

Свобода и связи: легко ли быть молодым художником в России

Проекты арт-галереи Pop/off/art на ярмарке современного искусства blazar в Музее МосквыЯрмарка современного искусства blazar в Музее МосквыЯрмарка современного искусства blazar в Музее МосквыПроекты арт-галереи Pop/off/art на ярмарке современного искусства blazar в Музее Москвы

Обухова участвует и в blazar (9—13 сентября в Музее Москвы), первом «спутнике» ярмарки современного искусства Cosmoscow, отданном на откуп молодым.

Взгляд с Запада

Нью-йоркский художник Николас Графиа попал в список участников blazar как раз благодаря связям — и удачным совпадениям: оказалось, что через знакомых он знает организаторов проекта и те пригласили его в Москву.

На вопрос, легче ли пробиться молодому художнику на Западе, чем у нас, Графиа отвечает: «В арт-мире есть тенденция делать фетиш из всего англосаксонского. Так что, скорее, это иностранцу чуть проще заявить о себе на Востоке». И ссылается на сильную конкуренцию в Америке.

View this post on Instagram

NOVA ART (@novaartcontest) – всероссийский конкурс проектов молодых художников, которые получают возможность реализации своих идей, менторскую поддержку профессионального сообщества и инструменты для развития. Особенность конкурса в том, что к участию принимаются нереализованные и ранее не представленные проекты и художественные идеи. Миссия NOVA ART – помогать художникам воплотить свои идеи в реальность, объединяя деятелей искусства, бизнес и общество. Стенд NOVA ART на blazar представит выставку финалистов 2019 года, куратором которой выступила Ольга Шишко (@oshiko_sh). Тема «Это начало» или виртуальный гений» объединила работы на тему взаимодействия человека и нового мира. На ярмарке blazar можно будет совершить виртуальную прогулку по экспозиции и погрузиться в виртуальную реальность проекта Никиты Шохова (@nikitashokhov) и Анны Евтюгиной (@anka.eve) «Клаксон», встраивающего зрителя в поток сознания героя. #blazarartfair #lovecosmoscow #cosmoscow2020

A post shared by blazar young art fair (@blazarart) on

Куратор триеннале Валентин Дьяконов отмечает: «С одной стороны, у нас молодым проще, чем в США, потому что художников меньше. С другой — сложнее, потому что у арт-рынка небольшие обороты и не у всех получается оставаться в профессии».

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  Стало известно, когда и где состоится премьера фильма "Мулан"

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь