Домой Культура Селфи, Мэрилин, дзен: выставка Уорхола в здании Новой Третьяковки

Селфи, Мэрилин, дзен: выставка Уорхола в здании Новой Третьяковки

14
0

Селфи, Мэрилин, дзен: выставка Уорхола в здании Новой Третьяковки

Читать ria.ru в

РИА Новости, Ольга Распопова. В здании Новой Третьяковки открылась выставка-блокбастер «Я, Энди Уорхол». Застрахованная на десятки миллионов долларов экспозиция объединила около двухсот работ американского художника, чье творчество знают даже те, кто совсем не увлекается современным искусством. О том, зачем идти на первую за 15 лет масштабную выставку короля поп-арта, где воссоздана даже часть его мастерской, — в материале РИА Новости.

Суп и кола

Почти всю жизнь обед его оставался неизменным — суп одной и той же марки из банки с красно-белой этикеткой. А творческий стиль, внешность и окружение с юности до неполных 60 лет, когда Уорхол внезапно скончался, изменились драматически: Интеллигентный Белый Кролик (студенческое прозвище) превратился в арт-объект, суперзвезду в темных очках и парике.

Свое любимое блюдо, консервы «Кэмпбелл», он, впрочем, тоже сделал предметом искусства: десять банок прибыли на московскую выставку из музея Уорхола в Словакии, с родины его родителей-иммигрантов.

Селфи, Мэрилин, дзен: выставка Уорхола в здании Новой Третьяковки

Посетитель прыгает у работы Энди Уорхола «32 банки супа «Кэмпбелл» на выставке «Я, Энди Уорхол» в Государственной Третьяковской галерее на Крымском Валу в Москве

Впервые холсты выставили в 1962 году в галерее «Ферус» в Лос-Анджелесе — каждый по сто долларов. Конкуренты по соседству, тоже торговавшие искусством, тогда просто расставили у себя в зале реальные банки с супом: мол, зачем переплачивать, если можно приобрести оригинал за несколько центов? Позднее один «Кэмпбелл» ушел с аукциона за 60 тысяч долларов, а в 2010-м — почти за 24 миллиона.

Селфи, Мэрилин, дзен: выставка Уорхола в здании Новой Третьяковки

Фрагмент работы Энди Уорхола "32 банки супа "Кэмпбелл"

Селфи, Мэрилин, дзен: выставка Уорхола в здании Новой Третьяковки

Молодые люди фотографируются у портрета Энди Уорхола на выставке "Я, Энди Уорхол" в Государственной Третьяковской галерее на Крымском Валу в Москве

Селфи, Мэрилин, дзен: выставка Уорхола в здании Новой Третьяковки

Выставка "Я, Энди Уорхол" в Государственной Третьяковской галерее на Крымском Валу в Москве

Фрагмент работы Энди Уорхола "32 банки супа "Кэмпбелл"

Молодые люди фотографируются у портрета Энди Уорхола на выставке "Я, Энди Уорхол" в Государственной Третьяковской галерее на Крымском Валу в Москве

Выставка "Я, Энди Уорхол" в Государственной Третьяковской галерее на Крымском Валу в Москве

При первом взгляде на яркие работы Уорхола кажется, что он совершенно удалил из них главную составляющую творческого произведения — уникальность. Ведь картины, которые создавали в основном ассистенты, подписывала его мать.

На самом деле, если присмотреться, тиражируемые и кажущиеся одинаковыми образы отличаются — пусть и небольшой деталью. Так что художник все же преобразует реальность, причем выбирая самые демократичные и понятные даже обывателю вещи. Как говорил Уорхол, и английская королева, и бедняк на углу пьют одну и ту же колу. Пожалуй, никому еще не удалось так воспеть общество потребления и при этом так раскритиковать его.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  Создатели "Мандалорца" хотят снять фильм по мотивам сериала

Жизнь как искусство

Куратор выставки Джанни Меркурио рассказывает, что над названием долго не размышляли: «Мне говорили, что в России, когда вы пишете официальные бумаги, то начинаете со стандартной формулы «Я, Ф. И. О., …» И меня озарило: наша ретроспектива — как раз и есть его заявление».

Селфи, Мэрилин, дзен: выставка Уорхола в здании Новой Третьяковки

Девушки у работ Энди Уорхола на выставке "Я, Энди Уорхол" в Государственной Третьяковской галерее на Крымском Валу в Москве

Селфи, Мэрилин, дзен: выставка Уорхола в здании Новой Третьяковки

Выставка "Я, Энди Уорхол" в Государственной Третьяковской галерее на Крымском Валу в Москве

Селфи, Мэрилин, дзен: выставка Уорхола в здании Новой Третьяковки

Девушка у портретов Мао Цзэдуна работы Энди Уорхола на выставке "Я, Энди Уорхол" в Государственной Третьяковской галерее на Крымском Валу в Москве

Девушки у работ Энди Уорхола на выставке "Я, Энди Уорхол" в Государственной Третьяковской галерее на Крымском Валу в Москве

Выставка "Я, Энди Уорхол" в Государственной Третьяковской галерее на Крымском Валу в Москве

Девушка у портретов Мао Цзэдуна работы Энди Уорхола на выставке "Я, Энди Уорхол" в Государственной Третьяковской галерее на Крымском Валу в Москве

По словам Меркурио, на подготовку экспозиции ушло около трех лет. Открыться планировали еще в марте, но помешала пандемия. Это третья масштабная выставка Уорхола в России: впервые официально его привезли в страну в 2001-м, не считая «квартирника» в 1986-м.

Для Меркурио это не первый проект в Москве — три года назад он курировал экспозицию Джорджо де Кирико «Метафизические прозрения» в Новой Третьяковке. Нынешняя, хоть и в том же здании, прибыла в Москву стараниями Союза художников России и разместилась в их зале, в котором теперь показывают независимые от Третьяковки проекты.

Селфи, Мэрилин, дзен: выставка Уорхола в здании Новой Третьяковки

Работа Энди Уорхола "Вымирающие виды"

Селфи, Мэрилин, дзен: выставка Уорхола в здании Новой Третьяковки

Девушка у постера с автопортретом Энди Уорхола на выставке "Я, Энди Уорхол" в Государственной Третьяковской галерее на Крымском Валу в Москве

Работа Энди Уорхола "Вымирающие виды"

Девушка у постера с автопортретом Энди Уорхола на выставке "Я, Энди Уорхол" в Государственной Третьяковской галерее на Крымском Валу в Москве

Посетителей пускают по сеансам, с десяти до девяти, и за полчаса надо успеть осмотреть почти две сотни работ пионера поп-арта, в том числе самый дорогой экспонат — «Мэрилин», а также «Мао», «Электрический стул», «Вымирающие виды», «Десять евреев ХХ века».

"Большинство картин — из частных коллекций, и из-за пандемии было крайне тяжело уговорить некоторых владельцев одолжить нам их шедевры", — признается Меркурио.

Он гордится тем, что смог привезти Ленина. «Это одна из ключевых работ Уорхола, который был одержим идеей ухода из жизни. То, как вождя революции сделали «бессмертным», выставив тело в Мавзолее, поразило его».

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  Ушел из жизни народный артист России Борис Клюев

Селфи, Мэрилин, дзен: выставка Уорхола в здании Новой Третьяковки

Выставка «Я, Энди Уорхол»

Режиссер, продюсер, тусовщик

Выставка «Я, Энди Уорхол» показывает многогранную натуру этого творца: не только художника, но и дизайнера, фотографа, кинорежиссера, продюсера, представителя нью-йоркской богемы и просто человека, предсказавшего эпоху «15 минут славы для каждого». Так что экспозиция получилась не совсем классической: по словам продюсера Александра Начкебии, стремились создать богемную атмосферу, в которой жил король поп-арта.

Селфи, Мэрилин, дзен: выставка Уорхола в здании Новой Третьяковки

Продюсер выставки «Я, Энди Уорхол» Александр Начкебия на выставке в Государственной Третьяковской галерее на Крымском Валу в Москве

Здесь можно посидеть на уютном красном диване, рассматривая обложки уорхоловского журнала Interview и фото из его архива, сделать селфи в специальной зоне на входе, попинать надутые гелием подушки — это воссозданная инсталляция «Серебряные облака», побродить по комнате, оклеенной обоями с авторскими принтами.

Селфи, Мэрилин, дзен: выставка Уорхола в здании Новой Третьяковки

На выставке «Я, Энди Уорхол»

В отдельной зоне — реконструкция части знаменитой «Фабрики» — арт-студии Уорхола в Нью-Йорке. В зале, обтянутом серебряной фольгой (любимый цвет художника), предлагают посмотреть его фильм «Эмпайр» — образец изматывающего кино, где восемь часов подряд в кадре ничего не происходит. «Зато с моими фильмами не надо волноваться, что что-то пропустишь», — резонно замечал автор.

Роботы уже здесь

На выставке много изображений звезд — Мэрилин Монро, Джеки Кеннеди, Лайза Минелли… Уорхол запечатлел их в своей знаменитой технике: лицо проецируется на холст и обводится. Без морщин и каких-либо признаков возраста, ведь Уорхола интересовали не люди, а их медийные образы.

Селфи, Мэрилин, дзен: выставка Уорхола в здании Новой Третьяковки

Выставка «Я, Энди Уорхол»

Он и сам, как его банки супа и портреты Мао, стал символом поп-культуры, стараясь предельно себя обезличить и не поддаваться чувствам. Не поехал на похороны матери, а узнав о самоубийстве друга, заявил, что снял бы трагедию на камеру. «Телевизор стал моей первой любовью, а диктофон, с которым я не расстаюсь, — женой», — как-то сказал он. Художник очень интересовался роботами и горячо приветствовал появление искусственного интеллекта, но не дожил до его использования.

Прошло уже более тридцати лет со дня смерти Уорхола и 92 года после рождения, но до сих пор он — одна из самых влиятельных персон в искусстве, моде и рекламе.

"Как-то я пришел на выставку Уорхола в музее, где невольно подслушал разговор мальчика лет десяти с мамой, — вспоминает Меркурио. — Ребенок был в восторге. Он дергал ее за руку и повторял: "Да разве он так давно умер? Кажется, что все это только недавно нарисовано".

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь