Домой Культура Гендиректор Третьяковки Зельфира Трегулова: «Латать дыры — не выход!»

Гендиректор Третьяковки Зельфира Трегулова: «Латать дыры — не выход!»

14
0

Гендиректор Третьяковки Зельфира Трегулова: "Латать дыры — не выход!"

Гендиректор Государственной Третьяковской галереи Зельфира Трегулова откровенно рассказала о том, что же на самом деле произошло в здании на Крымском валу 26 августа. Тогда, напомним, соцсети были переполнены видеокадрами о потопе в Новой Третьяковке. О том, почему это случилось и как сейчас работает самая значимая галерея страны, — в интервью руководителю отдела «Культура и стиль жизни» РИА Новости Анастасии Мельниковой.

— В ситуации с нашим сильно изношенным зданием нужно очень аккуратно делать выводы. Сейчас специальная комиссия подробнейшим образом все изучает, от этого зависят дальнейшие наши действия и публичный показ и безопасность экспозиций на Крымском Валу.

— Здание на Крымском валу давно требует капитального ремонта. Он там ни разу не проводился. И я сразу по приходе в галерею пять лет назад на пост генерального директора поставила вопрос о необходимости реконструкции этого дома.

Кроме того, вы, наверное, обратили внимание, что в этом году небывалое количество осадков. Я живу в Москве с 1972 года и такого не припомню. Дождь, который прошел 26 августа, был невероятно сильным и мощным. Вода проникла в ряд экспозиционных и выставочных залов. Лилась она в этот раз потоками, а не так, как это было в течение последних десяти с чем-то лет, с чем мы привыкли иметь дело.

— Да. До этого, с 2015 по 2019 год, после выделения Министерством культуры средств на ремонт проводилось несколько конкурсных процедур в рамках ФЗ-44 («О контрактной системе в сфере закупок»), по которому главный критерий — цена услуги, а не ее качество, не квалификация исполнителей. Поэтому во всех трех случаях тендеры выигрывали не самые высокопрофессиональные компании, а те, что заявляли меньшую стоимость.

— Вы же видели, что творилось на улицах! Машины практически плыли — кстати, недалеко от Третьяковки. Да, так случилось. Ремонтные работы на крыше еще не завершили, старая ливневая канализация не выдержала.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  Объявлена дата премьеры фильма Кончаловского "Дорогие товарищи!"

Это еще раз показало, что латать дыры — не выход!

Сильно изношенному зданию на Крымском валу давно требуется масштабная, серьезная капитальная реконструкция. И она будет проводиться, надеемся, с 2023 года (совместно со знаменитым нидерландским архитектором Ремом Колхасом). Сейчас, в сентябре, начинается уже стадия «П» (проектирование), которую он выполняет совместно с московским бюро «Резерв».

У нас на крыше здания работает много специалистов концерна "Крост", руководитель которого Алексей Алексеевич Добашин — очень активный попечитель Третьяковской галереи. И как только в СМИ стало известно о том, что произошло, он немедленно мне позвонил и предложил помощь — как меценат, благотворитель.

Он направил своих сотрудников для первоочередных аварийных работ — прежде всего в изношенной системе ливневой канализации.

Скорее всего, из-за вибрации во время продолжающегося уже несколько лет ремонта кровли, скажем так, ливневая система (которой уже лет пятьдесят), эти трубы при таком одномоментном ливне просто не выдержали. И специалисты из «Кроста», еще раз повторю, нам, конечно, очень помогают (на благотворительной основе) с высокопрофессиональным изучением и решением этой проблемы.

Ваш браузер не поддерживает данный формат видео.

— В это сложно поверить, глядя на кадры в соцсетях из галереи во время потопа, но вода текла в основном не по стенам, а из плафонов в центре залов, поэтому картины действительно не пострадали! И это очень хорошая новость, которую мне официально подтвердили.

— Да, и слава богу. Нет фактически даже страхового случая, по крайней мере, в отношении картин.

Мои коллеги из Новой Третьяковки настолько оперативно сработали в этой сложной ситуации — огромное им спасибо, что не испугались, не растерялись!

Хранители, реставраторы немедленно демонтировали те вещи, картины, которые находились рядом с местами протечек. Более 100 произведений искусства немедленно эвакуировали из залов. Мы тогда быстро закрыли и основную экспозицию, и выставку «Шедевры из Казани», и выставку «НЕНАВСЕГДА. 1968-1985».

Сообщали, что где-то пострадал новый паркет…

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  "Не узнать". Новый образ Гальцева удивил зрителей

— Нет, нового паркета нигде не было, да и не было смысла его менять, если впереди масштабная реконструкция здания.

Понятно, что такие серьезные протечки изменили климатические параметры в помещениях, и сейчас мы привлекли лучших отечественных специалистов для анализа этой климатической ситуации — будем совместно решать, что дальше делать.

До 6 сентября еще была открыта выставка «Поколение XXI. Дар Владимира Смирнова и Константина Сорокина» (вход мы сделали свободным). А до 20 сентября работает «Русская сказка. От Васнецова до сих пор».

— Мы очень много сделали, чтобы составить все необходимые протоколы посещения галереи в новом формате, ограничили количество посетителей в день (особенно в Третьяковке в Лаврушинском переулке и на выставке «Русская сказка» на Крымском валу). Мы также ограничиваем количество посетителей в каждый определенный отрезок времени — проход на выставки и экспозиции осуществляется по сеансам.

Смотрители следят, чтобы в каждом зале не скапливалось больше людей, чем предусмотрено нормами Роспотребнадзора. У посетителей маски, все наши сотрудники — в масках и перчатках. Регулярная дезинфекция, тщательная уборка помещений, ионизируется воздух.

С 3 июля, как мы открылись, к нам пришло примерно четверть от обычного числа гостей. При этом мы сравниваем показатели не с прошлым годом, когда посещаемость, к примеру, выставки Репина была экстремально высокой, а с июлем позапрошлого года, который, впрочем, также был для нас успешным. И дело было не только в ограничениях количества посетителей, но и в том, что многие остерегались идти в музей как в место массового скопления народа.

А в августе посещаемость уже заметно выросла, люди стали возвращаться в Москву или просто чаще куда-то выходить, социализироваться. Надеемся скоро достичь половины обычной посещаемости. Тем более что впереди у нас много новых интересных проектов.

Более подробно о новых проектах Третьяковской галереи в продолжении интервью гендиректора ГТГ Зельфиры Трегуловой, которое выйдет на Ria.ru на следующей неделе.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь