Домой Культура Эмальеры Его Величества: выставка Фаберже и Рюкерта в Кремле

Эмальеры Его Величества: выставка Фаберже и Рюкерта в Кремле

13
0

 

Эмальеры Его Величества: выставка Фаберже и Рюкерта в Кремле

РИА Новости. Музеи Московского Кремля открыли сезон выставкой «Карл Фаберже и Федор Рюкерт. Шедевры русской эмали», для которой собрали более 400 драгоценных арт-объектов рубежа XIX-XX веков. Все — из ведущих государственных и частных коллекций. О том, почему русскому человеку близок «Витязь на распутье», как в условиях пандемии в столицу привезли экспонаты из британского Музея Виктории и Альберта и что такое по-настоящему филигранная работа, — в материале РИА Новости.

Кризис витязя на распутье

Эмальер — так красиво называют ювелирных мастеров, чьи произведения представлены на выставке в Кремле. Ее главные звезды — Карл Фаберже и Федор Рюкерт, оба — обрусевшие немцы.

Имя первого давно на слуху, второй практически неизвестен широкой аудитории. Уроженец Эльзас-Лотарингии, из-за которой постоянно воевали Франция и Германия, попал в Россию еще подростком. Прижился, оброс связями, открыл дело в Москве и даже принял православие.

По словам куратора выставки Татьяны Мунтян, подробностей биографии Рюкерта мало — после революции о нем забыли, работы отправлялись в переплавку или, в лучшем случае, за рубеж.

Эмальеры Его Величества: выставка Фаберже и Рюкерта в Кремле

Кубок работы Федора Рюкерта, хранящийся в Музее Виктории и Альберта в Лондоне

Так, например, один из главных экспонатов выставки — огромный, затейливо украшенный кубок— оказался на аукционе Sotheby’s в 1989 году. Больше десяти лет он хранится в лондонском Музее Виктории и Альберта.

То, что кубок доставили в Москву, директор Музеев Московского Кремля Елена Гагарина считает большой удачей: «Авиасообщение между странами ограничено, плюс требования двухнедельного карантина… Мы уговорили британских коллег отправить экспонаты без хранителей — обязательного в таких случаях сопровождения”.

У Рюкерта трудилось не более четырнадцати человек (для сравнения: на фабрике Фаберже — около 300). Настоящие хиты небольшой мастерской — серебряные изделия с нанесенными на эмаль миниатюрами, обычно репродукциями картин Виктора Васнецова и Константина Маковского.

Эмальеры Его Величества: выставка Фаберже и Рюкерта в Кремле

Картина «Витязь на распутье»

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  Театр имени Пушкина открыл сезон премьерой спектакля "Ложные признания"

Рисунки, кстати, можно сравнить с оригиналами: «Ивана-царевича на сером волке» одолжила Третьяковка, а Исторический музей предоставил портрет Зинаиды Юсуповой «в русском платье».

Особым спросом, рассказывает Татьяна Мунтян, пользовался "Витязь на распутье" — "потому что сюжет затрагивал актуальную для русского человека проблему экзистенциального выбора".

От иконных окладов до футляров для карандашей

Выставка разделена на две части — прогулка от залов Успенской звонницы до Патриаршего дворца займет несколько минут. Однако, говорит Гагарина, это скорее плюс — не будет большого скопления людей. Посещение по тем же причинам организовано по сеансам, с десяти до 16 часов, а билеты продают только на сайте. Открытие экспозиции запланировали на апрель, но из-за пандемии отложили на полгода.

Эмальеры Его Величества: выставка Фаберже и Рюкерта в Кремле

Выставка «Карл Фаберже и Федор Рюкерт. Шедевры русской эмали» в Москве

Экспонаты между площадками кураторы распределяли скорее по тематическому принципу. В Успенской звоннице — все, что вручалось на дипломатическом уровне или в высших кругах: богато украшенные оклады икон, массивные кубки. И, конечно, знаменитые пасхальные яйца — причем и от менее известных мастерских, вроде Курлюкова или Чубкова.

Работы Карла Фаберже на их фоне покоряют инженерными находками. Например, пасхальное яйцо в честь завершения Транссибирской магистрали идет в комплекте с миниатюрным золотым поездом, который заводится ключом. Состав едет пару метров, сверкая рубиновыми фонарями и мигая бриллиантовыми фарами.

Эмальеры Его Величества: выставка Фаберже и Рюкерта в Кремле

Выставка «Карл Фаберже и Федор Рюкерт. Шедевры русской эмали» в Москве

Музеи Кремля теперь владеют архивом Фаберже — его передали в год 100-летия со дня смерти ювелира. «Вывозили из Швейцарии с большими сложностями из-за пандемии. Сейчас разбираем, ведь в архиве около полутора тысяч единиц», — отмечает Гагарина. Особую ценность представляет альбом с фотографиями подарков, заказанных царской семьей: многие изделия не дошли до нас в первоначальном виде.

Во второй части выставки, в Патриаршем дворце, собрали то, что предназначено для частого использования: пудреницы, табакерки, бонбоньерки, портсигары и даже футляры для карандашей. Разглядывать их — огромное удовольствие.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  Адвокат нашел странности в показаниях свидетеля по делу о ДТП с Ефремовым

Фаберже сформулировал принцип, которого придерживались и его конкуренты: "Любой предмет, будь его стоимость и не выше одного рубля, создается с должной тщательностью".

Финифть — Ясный сокол

Эмали, которые на Русь завезли из Византии, у нас оценили еще в X веке — правда, тогда они назывались «финифть». Сначала подражали зарубежным образцам, но техники с каждым годом совершенствовались. У русских мастеров появились собственные ноу-хау: воспроизводили на металле витражи, жемчугом имитировали вышивку, делали матовые эмали, по текстуре напоминающие бархат.

Эмальеры Его Величества: выставка Фаберже и Рюкерта в Кремле

Выставка «Карл Фаберже и Федор Рюкерт. Шедевры русской эмали» в Москве

C развитием химии палитра эмальера расширилась до сотни оттенков, так что на драгоценном металле можно было воспроизвести любую картину. Однако консервативные, как правило, покупатели предпочитали сюжеты узнаваемые и радостные: сказочных героев, купеческий быт, диковинных птиц.

Но встречались и оригинальные заказы. Так, на выставке есть шкатулка с миниатюрной копией мрачной картины Василия Верещагина «Перед атакой. Под Плевной» — единственная известная работа Фаберже на тему Русско-турецкой войны 1877-1878 годов. Сейчас, кстати, она в коллекции Малькольма Форбса, основателя названного в его честь журнала.

Расцветом мастерства эмальеров считается представленный на выставке период рубежа XIX-XX веков. Ювелиры тогда часто совмещали два сложнейших метода: не просто покрывали изделие эмалью, а заполняли ею ячейки орнамента из перевитой проволоки, или скани. Второе ее название — филигрань. Это требовало невероятного усердия и сноровки — отсюда и выражение “филигранная работа”.

"Русские эмали этого периода совсем не похожи на то, что делалось в Европе в то время, — подчеркивает Елена Гагарина. — Они заслуживают отдельной выставки — это совершенно точно. Впрочем, как точно и то, что люди после самоизоляции соскучились по такой красоте".

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь