Домой Культура Алло, гараж: уникальная выставка для фанатов старинных авто в Москве

Алло, гараж: уникальная выставка для фанатов старинных авто в Москве

16
0

 

Алло, гараж: уникальная выставка для фанатов старинных авто в Москве

Фургон «Хлеб», на котором разъезжали бандиты из «Места встречи изменить нельзя», фотосессия Лили Брик за рулем — все это экспонаты новой яркой выставки, открывшейся в Еврейском музее и центре толерантности. «Дом для машин. Бахметьевский и другие гаражи» — посвящение автомобильной культуре 1920-1930-х годов. О том, как хранили «не роскошь, а средство передвижения», — в материале РИА Новости.

Сарай, бар, музей

С чем еще лет пятнадцать назад ассоциировалось слово «гараж»? Невзрачная металлическая коробка, которая, помимо основной функции, выполняла роль сарая, а по выходным и вечерам — бара-клуба, где собирались узким мужским кругом. Но в последние годы «гараж» на слуху в модных кругах: он связан с артом благодаря одноименному музею современного искусства в парке Горького, с IT-стартапами (ведь именно в таких «офисах» начинали и Стив Джобс, и Сергей Брин), с музыкальным андеграундом, наконец.

Почти век назад «дом для машин» тоже считали символом прогресса. «В наши дни, в отличие от дворцов, доходных домов, зданий театров и музеев, эти утилитарные объекты часто кажутся недостойными внимания. Их безжалостно сносят, хотя это важные историко-культурные памятники», — отмечает приглашенный куратор выставки «Дом для машин» Ольга Шурыгина.

Алло, гараж: уникальная выставка для фанатов старинных авто в Москве

Выставка «Дом для машин. Бахметьевский и другие гаражи» в Москве

«Автопортрет» Лили Брик

Шурыгина вместе с куратором Лией Чечик подготовили выставку, рассчитанную «даже на тех, кто о машинах и гаражах особо и не знает». Чтобы не наскучить чертежами и техническими инструкциями, организовали экспозицию вокруг трех знаковых исторических фигур 1920-30-х. «Мы не хотели обезличивать эту эпоху, ставя во главу автомобили или здания, поэтому рассказываем о людях», — подчеркивает Чечик.

Алло, гараж: уникальная выставка для фанатов старинных авто в Москве

Директор Еврейского музея Александр Борода и кураторы выставки «Дом для машин. Бахметьевский и другие гаражи» в Москве Лия Чечик и Ольга Шурыгина

Первая героиня — Лиля Брик за рулем светло-серого Renault, подаренного ей Владимиром Маяковским. Себя она считала единственной москвичкой-автомобилисткой, с гордостью указывая, что, кроме нее, в столице машину водит только жена французского посла. На своей «Реношке», как ее ласково называла Брик, она собралась в Ленинград. Правда, через несколько километров автомобиль сломался, зато путешественница успела устроить фотосессию, позируя Александру Родченко.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  Netflix выдвинет Чедвика Боузмана на премию "Оскар"

Неподалеку — стенды со страницами из журнала «За рулем». Это фельетоны Виктора Шкловского. В машинах литературовед и писатель разбирался прекрасно и даже однажды чуть не угорел в гараже: в годы Первой мировой войны он служил в Военно-автомобильной роте (где, кстати, встретился с Осипом Бриком и Владимиром Маяковским).

Алло, гараж: уникальная выставка для фанатов старинных авто в Москве

Выставка «Дом для машин. Бахметьевский и другие гаражи» в Москве

А третьим лицом выставки стал инженер Лев Давидович. «Персона, совершенно сегодня не известная, хотя он — автор инженерной части практически всех крупных гаражей 1930-х годов: «Интуриста» на Сущевском Валу, ЦИК СССР и ВЦИК на Пресненском», — рассказывает Чечик. Пережив и репрессии, и непростые 40-е, Давидович, став профессором, почти до конца 70-х тихо преподавал в Московском автодорожном институте.

Не роскошь…

«Говорить о гаражах, обойдясь без автомобилей, нельзя. У нас, в бывшем автопарке, они находятся в своей естественной среде, но история строится не вокруг них: они просто помогают понять габариты нашего здания», — объясняет Шурыгина.

Музею удалось заполучить для экспозиции несколько очень раритетных машин. Например, первый советский грузовик АМО-Ф15, на шасси которого выпускались санитарные и пожарные машины. Или выходивший всего два года ЗИС-8 — с этой модели начался экспорт городских автобусов из СССР: их закупала Турция. А вот первая советская легковушка массовой конвейерной сборки — ГАЗ-А. Неподалеку стоит полуторка — зеленый фургончик с надписью «Хлеб»: именно на нем скрывались бандиты в знаменитом кинофильме «Место встречи изменить нельзя».

Особый раздел — «Машины и дети». Производство четырехколесных игрушек наладили почти одновременно с началом серийного выпуска моторных экипажей. Кураторы собрали здесь не только маленькие деревянные и металлические копии популярных моделей, но и машинки с педалями.

Сарай для самовозов

Массовое появление гаражей в начале ХХ века было связано не только с желанием скрыть от посторонних глаз такое сокровище, как автомобиль. Машины тех лет, со множеством деревянных деталей и с массивным металлическим кузовом, долго держать на улице под дождем и грозой было нельзя — из соображений пожарной безопасности. Слово «гараж» и происходит от французского garer — «укрывать». Хотя теоретически могло бы прижиться «сарай для самовозов» — именно так в 1915 году на волне языковой реформы, призывавшей избавиться от иностранных заимствований, его предлагали называть.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  В России впервые за полгода в кино на выходных сходили миллион человек

Алло, гараж: уникальная выставка для фанатов старинных авто в Москве

Кадр из фильма «Бриллиантовая рука»

Бахметьевский автобусный парк стал первым в СССР крупным паркингом: его построили для хранения дорогих автобусов, купленных на золото в Англии. Крышу сооружения проектировал Владимир Шухов. «Достать столько металла для конструкции в то тяжелое время, после Гражданской войны, было крайне непросто», — отмечает Шурыгина.

Алло, гараж: уникальная выставка для фанатов старинных авто в Москве

Бахметьевский автобусный парк, где теперь располагается Еврейский музей и центр толерантности

Отвечал за проект Константин Мельников, архитектор уже очень известный: в 1925 году его павильон СССР на Международной выставке в Париже произвел фурор. Однако в погоне за эстетикой он забыл о практической стороне: в Бахметьевском автопарке не было предусмотрено помещений для уборки, а также мойки машин, плохо работала вентиляция. Впрочем, до того, как здесь обосновался Музей современного искусства, а потом Еврейский музей, Бахметьевский, несмотря на недостатки, использовался по прямому назначению больше 80 лет.

"В таком здании мы обязаны раскрывать атмосферу конструктивизма в архитектуре Москвы 20-30-х", — говорит директор Еврейского музея Александр Борода. Заметив, что сейчас не самое простое время для выставок, он подчеркивает, что акцент будет сделан на обширную онлайн-программу, подготовленную к экспозиции.

С 1960-х многие старые автопарки нещадно сносили. Советские граждане все больше стали обзаводиться личными авто, которые хранили в безликих гаражных кооперативах. Но теперь и этот этап, кажется, подходит к концу.

Алло, гараж: уникальная выставка для фанатов старинных авто в Москве

Кадр из фильма «Берегись автомобиля»

На вопрос, какими будут «дома для машин» в будущем, Ольга Шурыгина отвечает: «Предсказать достаточно сложно. Пока ничего интересного нет. Последний гараж, архитектура которого действительно достойна внимания, построили в Москве почти двадцать лет назад, на 9-й Парковой улице».

Выставка «Дом для машин. Бахметьевский и другие гаражи» проходит в Еврейском музее и центре толерантности до 10 января, билеты на сайте по сеансам с 12:00 до 19:30.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь